Владимир Путин: «Принципиальная задача – сохранение макроэкономической стабильности и устойчивости бюджета»

Подписано Бюджетное послание на 2013–2015 годы

0
154
Время на чтение 9 минут
Вчера в Кремле на встрече с членами Правительства и руководством Федерального Собрания Президент России Владимир Путин сообщил о подписании Бюджетного послания о бюджетной политике в 2013–2015 годах, сообщает сайт Кремля.

В.Путин обозначил ключевые приоритеты этого документа. «Благодаря ответственной бюджетной политике, которую мы проводили все последние годы, нам удалось не только преодолеть кризис, но и сформировать хорошую макроэкономическую ситуацию, макроэкономические условия для дальнейшего роста. Имею в виду безопасный уровень госдолга, стабильную национальную валюту, низкую, по сравнению с предыдущим периодом, самую низкую за последние 20 лет инфляцию. Эти базовые завоевания нам, безусловно, необходимо сохранить. Однако при этом нужно повысить эффективность нашей бюджетной политики, усилить в ней акценты, связанные с развитием экономики и социальной сферы, решением других приоритетных национальных задач», - сказал Президент РФ.

По его словам, «ресурсы бюджета, инструменты финансового, налогового регулирования должны быть нацелены на реализацию нашей стратегической программы преобразований, которая получила поддержку подавляющего большинства граждан России». «Мы хорошо понимаем, что воплотить эту программу придётся в сложных условиях. Мировая экономика переживает период турбулентности, и нужно быть готовыми к любым возможным кризисным проявлениям», - продолжил Путин.

Принципиальная задача для нас – сохранение макроэкономической стабильности и устойчивости бюджета. Очевидно, что главные факторы риска по-прежнему кроются в высокой зависимости от конъюнктуры мировых рынков энергоносителей и сырья. Нефтегазовый дефицит слишком велик. Проблемы, вызовы для нас заключаются в том, что нужно стимулировать экономический рост, реализовывать масштабные социальные программы и при этом застраховать бюджет от резких колебаний цен на энергоносители.

«Ещё Правительство прежнего состава начало детально разрабатывать эти вопросы и предлагать решение этих проблем. Мы с вами договорились, что уже при формировании бюджета на 2013 год вернёмся к так называемому "бюджетному правилу" и законодательно установим порядок использования нефтегазовых доходов. Такая политика позволит нам накапливать резервы и при этом иметь необходимые средства для стабильного, безусловного исполнения бюджетных обязательств реализации долгосрочных государственных программ», - добавил глава государства.

Путин задается вопросом: «Что предлагается сделать?» «При планировании расходов федерального бюджета целесообразно основываться не на текущих или даже не на прогнозных котировках, которые постоянно меняются, а на более фундаментальных показателях. Поэтому при вёрстке бюджета за основу будет браться средняя цена на нефть за пять прошедших лет, причём ежегодно расчётный период будет увеличиваться на один год. Таким образом, через пять лет российский бюджет будет рассчитываться уже исходя из средней цены на нефть за десятилетний период. Если фактическая цена на нефть оказывается выше средней, то дополнительные доходы следует направлять в Резервный фонд, в случае снижения цены на нефть в бюджет поступят средства именно этого Резервного фонда в объёме недополученных нефтегазовых доходов. Также необходимо законодательно установить максимальный размер Резервного фонда. Средства сверх этого объёма предлагается направлять в Фонд национального благосостояния. И, как уже говорил, следует продумать механизм использования части средств Фонда национального благосостояния на финансирование инфраструктурных и других приоритетных проектов. При этом финансирование проектов из ФНБ возможно только сверх объёмов, необходимых для трансфертов Пенсионному фонду. Именно для этих целей, для поддержки Пенсионного фонда, мы в своё время и создавали Фонд национального благосостояния», - отметил Президент.

«Одновременно, - как заметил Путин, - нам необходима более гибкая диверсифицированная стратегия управления нашими суверенными фондами. Это особенно актуально в условиях возросшей волатильности мировых рынков. Проще говоря, нельзя класть все яйца в одну корзину. Нужно искать оптимальные решения, которые позволят повысить доходность от размещения наших резервов и при этом, безусловно, минимизировать риски. Думаю, что вложения денег в инфраструктурные проекты как раз и должны свести риски к минимуму. Поэтому прошу оперативно проработать все вопросы создания российского финансового агентства, которое будет осуществлять государственную политику в сфере управления суверенными фондами и долговыми обязательствами».

«Особо хочу подчеркнуть, что новые бюджетные правила, жёсткий порядок расходования рентных доходов – это и мощная антиинфляционная мера. Обеспечение низкой инфляции считаю не только важнейшей экономической, но и социальной задачей. И конечно, низкий уровень внутренней инфляции укрепляет нашу устойчивость к воздействию внешних негативных факторов. И мы обязательно должны учитывать любые сценарии развития мировой и отечественной экономики, иметь инструменты и возможности для оперативного реагирования. Поэтому прошу заложить в бюджет на будущий год достаточный резерв для реализации антикризисных мер, если, конечно, такая необходимость появится. На долгосрочную перспективу нам следует сформировать действенную систему мониторинга, прогнозирования и управления рисками», - подчеркнул Президент.

«Уважаемые коллеги! Главным критерием эффективности нашей бюджетной политики должно стать достижение заявленных приоритетов. Они изложены в предвыборных статьях и указах Президента Российской Федерации. Речь идёт о формировании новой структуры экономики, благоприятных условий для привлечения инвестиций, об улучшении работы образования и здравоохранения, всей социальной сферы», - отметил глава государства.

По словам В.Путина, «деньги должны идти в обмен на преобразования, каждый рубль федерального бюджета должен стимулировать развитие, менять качество экономики и качество повседневной жизни наших граждан». «При этом общество имеет полное право знать, не только на какие цели были потрачены бюджетные средства, но и какую отдачу они дали. Сейчас существует практика, когда подведение итогов исполнения бюджета и анализ достигнутых результатов в социально-экономической сфере проводятся по отдельности вне всякой зависимости. В одном случае смотрим, как формально потрачены деньги, в другом – как работали ведомства и чего они достигли. Такой подход не даёт полной картины и не стимулирует к работе на результат. Считаю, что нужно совместить, увязать рассмотрение хода реализации мер социально-экономической политики и подведение итогов исполнения бюджета. Если денег потрачено больше, чем планировалось, а цель не достигнута, нужно делать соответствующие выводы, в том числе, разумеется, и кадрового характера. Считаю, что оценка персональной ответственности руководителей министерств и ведомств должна основываться и на ежегодном анализе результатов расходования бюджетных средств. Прошу также разработать такую систему и внедрить её», - продолжил Президент.

«Эффективность бюджетных расходов должна значительно возрасти и за счёт перехода к формированию и исполнению бюджета на основе государственных программ. Мы об этом с вами говорим давно, уже не один год. Мы откладывали данное решение из-за отсутствия долгосрочных ориентиров финансирования этих программ. Я прошу заложить их в бюджетную стратегию России на период до 2030 года. Напомню, что работа над этими документами должна быть завершена до конца текущего года. Также до конца текущего года следует утвердить все ключевые госпрограммы, чтобы бюджетная трёхлетка на 2014–2016 годы была полностью свёрстана на программной основе. Я понимаю, уважаемые коллеги, что это непросто, но эту работу надо, в конце концов, завершить. При этом отдельные элементы программного подхода должны быть внедрены уже при подготовке бюджета на будущий год», - подчеркнул Путин.

Президент обратил внимание на то, что бюджетные инвестиции в первую очередь призваны способствовать формированию современной транспортной, инженерной и коммунальной инфраструктуры, повышению качества социальной сферы. «При этом государственные вложения не должны подменять или вытеснять частные инвестиции. Напротив, государственный рубль должен служить катализатором для частной инициативы, способствовать росту деловой активности, усиливать конкурентные возможности отечественного бизнеса. Это имеет особое значение в условиях расширения интеграционных процессов на евразийском пространстве, а также вступления России во Всемирную торговую организацию. Нужно использовать преимущества открытия рынков для продвижения продукции отечественных производителей и при этом минимизировать возможные риски для нашего бизнеса, связанные со вступлением в ВТО. Мы с вами занимались этим давно, наши специалисты, эксперты 16 лет, почти 17, вели переговоры на этот счёт. Практически всё, что можно было, выражаясь простым языком, "отжать", всё сделано. Но, тем не менее, опасения, которые высказывают представители бизнеса и представители реального сектора экономики, оправданны, и над этим нужно думать. В этой связи считаю необходимым предусмотреть в федеральном бюджете на предстоящую трёхлетку меры, способствующие адаптации нашей экономики в условиях присоединения к ВТО», - добавил Президент.

«Ещё раз подчеркну, глобализация мировой экономики, возрастающая борьба за инвестиции требуют от нас быть конкурентоспособными во всём. Прежде всего это касается инвестиционного климата. Его качество зависит и от нашей экономической политики, и от наших действий в бюджетной сфере, и, конечно, от стабильности и справедливости налоговой системы страны. Надо чётко понимать, что налоговая система не только выполняет фискальную функцию, но и способствует диверсификации экономики, стимулирует предпринимательскую активность. Учитывая наши задачи по снижению сырьевой зависимости, считаю правильным не повышать и зафиксировать существующий уровень налоговой нагрузки для несырьевого сектора. Накладывать на него какие-либо дополнительные обременения недальновидно, нерационально и опасно», - продолжил глава государства.

Также, по его словам, нужно избавить бизнес от дублирующей, а зачастую и бессмысленной работы при подготовке финансовых и налоговых документов. «Следует не только упростить налоговый учёт, но и разрешить использовать документы бухгалтерского учёта при предоставлении налоговой отчётности. Мы об этом много раз говорили, особенно в последнее время, и этот вопрос самым активным образом поднимается предпринимательским сообществом. Мы обсуждали это на совещаниях и с Налоговой службой, и с другими ведомствами федерального Правительства», - отметил Президент.

«Улучшение качества администрирования не только повысит фискальные поступления в бюджет, но и создаст резервы для снижения существующей налоговой нагрузки для добросовестного бизнеса. Считаю, что фундаментальные подходы к развитию нашей налоговой системы мы должны отразить в бюджетной стратегии», - добавил он.

Также, по его словам, «необходимо определиться со стратегий развития нашей пенсионной системы, с долгосрочными источниками её финансирования – вопросом, который касается и интересует практически всех граждан России». «Прошу Правительство представить предложения по параметрам развития нашей пенсионной системы. Они должны быть учтены при подготовке бюджета на ближайшую трёхлетку», - сказал Путин.

«В ближайшее время должна быть завершена работа по разграничению полномочий между уровнями власти. Эта работа, безусловно, затянулась. Это непростой процесс, я это прекрасно понимаю, сам этим занимался много лет, но нужно его тоже заканчивать. Закреплённые полномочия должны быть подкреплены стабильными источниками доходов, в том числе за счёт отмены налоговых льгот, установленных на федеральном уровне. Обращаю внимание, если сохранение той или иной льготы признано целесообразным, то в таком случае должен быть продуман механизм компенсации выпадающих доходов региональных и местных бюджетов», - отметил Президент.

По его словам, важнейшая задача – это кардинальное повышение эффективности использования средств, которые государство выделяет на образование, здравоохранение, социальное обслуживание и культуру. «Мы уходим от сметных принципов финансирования бюджетных учреждений, тем самым усиливая их заинтересованность в конечном результате своей работы. Вся необходимая правовая база для этого фактически уже подготовлена. Прошу Правительство осуществлять постоянный мониторинг практического внедрения новых механизмов финансирования бюджетных учреждений на федеральном и местном уровнях», - продолжил Путин.

«Подчеркну, в основе наших действий должен лежать принцип равенства возможности для частных, государственных и муниципальных учреждений. Нам нужна реальная конкуренция в социальной сфере, в том числе и за бюджетные средства. Если частное учреждение готово и способно оказать социальную услугу за те же деньги, но более качественно, чем государственное, значит именно там и нужно заказывать эту услугу. Обязанность государства выделить средства, оплатить гарантированную услугу, а право человека – выбрать то учреждение, где он сможет получить бесплатную гарантированную и качественную государственную услугу. Вновь повторю, новые принципы финансирования бюджетной сферы никоим образом не отменяют право граждан на бесплатное образование, здравоохранение, социальную помощь. Я просил бы все политические силы страны исключить всякие спекуляции на этот счёт», - подчеркнул глава государства.

По словам Путина, «следует обеспечить большую прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества». Для повышения эффективности общественного мониторинга необходимо внедрять информационную систему «Электронный бюджет», что сделает бюджет и бюджетный процесс на федеральном уровне более прозрачным. «В дальнейшем предлагаю создать единый портал бюджетной системы России и с его помощью обеспечить постоянный доступ для общественности к данному исполнению бюджетов всех уровней. Мы исходим из того, что общество должно получить полную, объективную информацию о том, в каком объёме и насколько эффективно расходуются государственные средства», - заключил Президент России.

Затем состоялось обсуждение конкретных шагов по реализации бюджетной политики на предстоящую трёхлетку. С докладом, в частности, выступил министр финансов России А.Силуанов.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
06.05.2024 12:00
«Если женщина не хочет рожать, никакие деньги не помогут»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.05.2024 10:47
О нашем хамстве
Новый комментарий от Владимир С.М.
06.05.2024 10:41
Кому и зачем понадобилась истерика вокруг Ивана Ильина
Новый комментарий от Константин В.
06.05.2024 10:37
Александрийский папа или Александрийская мама?
Новый комментарий от Владимир Николаев
06.05.2024 08:45
С чем Россия обращается к Азии?
Новый комментарий от Александр Волков
06.05.2024 05:28